Феодосия — приветливый и уютный город и еще город-труженик
|
|
История этого края насчитывает 2550 лет.
Море здесь “…чудесное, синее и нежное… на берегу его можно прожить 1000 лет и не соскучиться, – писал о Феодосии А.П.Чехов. Здесь прекрасный воздух: сухой и чистый, поэтому здесь легко дышится.
ЭТА ИНСТАЛЛЯЦИЯ - НА НАБЕРЕЖНОЙ (СЕНТЯБРЬ 2021Г.)
Сам город вытянулся на несколько километров вдоль берега Феодосийского залива, словно огромная подкова.Именно тут, в районе Феодосии Крымские горы внезапно обрываются и переходят в выжженную степь.С одной стороны город находится у подножий гор, а с другой - уходит своей западной оконечностью в прибрежные степи Керченского полуострова.
Мы отдыхали в Феодосии недолго, всего четыре дня (сентябрь 2021). Жили в центральной части города. Центральные улицы это малоэтажная застройка, характерная для конца 19 века. Они сохранили дух старого российского юга. Всё это немного похоже на исторический центр чеховской Ялты.
Снимали жилье на улице Куйбышева,
это недалеко от набережной. Пройти метров 300 до Галерейной улицы, которая и выводит на пляж Камушки.
Если пройти те же 300 м в противоположную сторону, то можно выйти к центральному рынку на улицу Назукина, дом 2Ж. Рынок может предложить все, что нужно крымчанину или путешественнику: свежий товар, большой выбор продуктов, удобные условия. А что цены бывают и пониже — так на то и рыночная экономика. Итог: с продуктами в Феодосии все отлично. Голодными не останутся ни местные жители, ни туристы.
Мы в Феодосии отдыхали впервые. Именно отдыхали. в 2019 году проводили отпуск в село Золотое (Азовское море) и за впечатлениями приезжали в Феодосию в Галерею Айвазовского. После галереи на экскурсионном автомобильчике проехали сначала по всему побережью и потом доехали до Генуэзской Крепости, вернее до ее мало уцелевших стен.
Немного про Галерею, потому, как уже два года прошло с момента ее посещения, а впечатления очень яркие. В этом 2021 году Галерея была закрыта на ремонтные работы. Очень ждем открытия в 2022 году.
Рождение галереи связывают с 1845 годом, когда в особняке для публичного обозрения были выставлены первые 49 работ Айвазовского. Тогда же и там же начала действовать школа живописи Айвазовского. В 1880 году пространство дома расширилось – был пристроен дополнительный корпус под выставочный зал. После смерти Айвазовского в 1900 году галерея по его завещанию стала собственностью города. В 1921 году – национализирована.
После установления на Крымском полуострове советской власти в 1920 г. в доме-музее Айвазовского, самом добротном в городе, разместились особые отделы ЧК, Красной армии и флота. Так же дом занимали учреждения и было несколько квартир частных жильцов. Эти ведомства занимали дом менее двух лет, но некоторые полотна после этого бесследно исчезли, по всей видимости, будучи украденными.
Далее, во время войны, во время немецкой оккупации картины Айвазовского удалось спасти лишь каким-то чудом. Директор галереи Николай Барсамов ценой невероятных усилий вывез бесценные произведения в Краснодар, а там уже он получил указание отправить их в Сталинград. Но вместо этого он отправил полотна в Ереван и тем самым спас их, т.к. к зиме 1941 г. Сталинград оказался в плотном кольце немецкой армии. После освобождения Крыма в 1944 г. картины вернулись в Феодосию и больше никогда не покидали пределы полуострова. На экскурсии нам рассказали, что картины Айвазовского нельзя вывозить на другие экспозиции, потому, как переезд картины могут просто не перенести в силу почтенного возраста.
Два слова об этом великом человеке.
Именно Николаю Барсамову можно сказать спасибо за то, что памятник Айвазовскому установлен в Феодосии. Монумент был отлит в 1914 году. Для того, чтобы оплатить скульптуру был организован сбор денег. (ну просто реалии сегодняшнего дня). Собирали всей страной, но нужной суммы не набрали. Памятник в это время находился в Петербурге. Затем первая Мировая война, затем революция и все это помешало переезду памятника. В 1923 году Барсамов становится Директором Галереи. Но город в разрухе, денег на памятник опять нет. Барсамов писал во все инстанции, деньги выделили, но нужной суммы опять не набрали. Но вот радость. Скульптор пишет письмо Барсамову о том, что долг прощен, памятник можно и НУЖНО забрать. Выделенных средств на транспортировку хватило. И в 1930 году памятник привезли в Феодосию.
Кроме полотен Айвазовского, здесь экспонировались также картины других художников, жизнь и творчество которых связано с Феодосией. Назовем некоторых: профессора Академии художеств Л. Ф. Лагорио, М. А. Волошина, а также картины западноевропейских мастеров живописи. Барсамов ценил Волошина, как художника. В фондах Галереи сохранилось 40 (сорок) его произведений (акварели, гуаши). Часть работ были приобретены у автора и часть подарена автором Галерее.
Николай Барсамов, наряду с музейной деятельностью,оставался художником реалистической школы. Писал портреты художников и современников. Есть среди его работ и натюрморты.
Натюрморт Николай Барсамов
В 1952 году в подсобных помещениях Галереи Николай Барсамов открыл детскую художественную школу. Сейчас эта школа носит имя И. Айвазовского.
В 1962 году Н.Барсамов ушел на пенсию, но оставался консультантом картинной галереи до самой смерти в 1976 году. После оставления поста директора галереи, он сосредоточился на живописи. Предметы в его натюрмортах подчеркнуто осязаемы, но не иллюзорно, а фактурно. Все это благодаря его мастерству живописца. Во всех этих работах чувствуется особый «барсамовский» подчерк. В основе живописного метода Н.С. Барсамова лежит бережное отношение к натуре. После его смерти около 300 полотен были переданы Галерее Айвазовского. Низкий поклон такому уникальному человеку.
Жители Феодосии признательны Николаю Барсамову за работу, связанную с пополнением коллекции, особенно за приобретение полотен Айвазовского, датированных долькими годами:1840 -1870. Благодарны за спасение коллекций в годы войны, за активную исследовательскую деятельность, педагогическую деятельность.Он является почетным гражданином города Феодосии.
Возвращаемся к Айвазовскому.
Айвазовского мы все знаем, как мариниста. Морские пейзажи ему давались превосходно, несмотря на то, что художник никогда не писал их в открытом море. . Ходит такой миф. На экскурсии эта тема тоже была затронута. Кто-то верит, кто-то - нет. Достоверных сведений уже взять негде и не у кого. Но.. ведь Айвазовский родился и вырос в Крыму и море считал родной стихией. Скорее всего легенда появилась после того, как художник сказал, что невозмжно нарисовать с натуры все величие моря, передать всплески волн. Поэтому художник часто создавал свои картины по памяти.., а окна мастерской выходили во двор, а не на море. Вот такая версия для меня более объяснимая.
Настоящей редкостью стали зимние пейзажи Айвазовского, которые завораживают с первой же секунды.
Зимние пейзажи Айвазовского стали для нас просто открытием. Один из них - Зима - запомнился больше всех. По приезду домой мы заказали постер и любуемся им по сей день.
Глядя на любой зимний пейзаж Айвазовского, сложно не согласиться с тем, что к полотну приложил руку настоящий мастер. Работы являются настоящим воплощением красоты природных явлений.
Согласно последней воле, Айвазовского похоронили в Феодосии, во дворе церкви Святого Сергия, где он был крещен и где венчался. Надгробная надпись гласит: "Родился смертным, оставил по себе бессмертную память". Лучше и не скажешь.
Возвращается к нашему отдыху,вернее к тем промахам, которые мы допустили, проживая в Феодосии.
Тема бронирования, проживания в частном секторе и оплата за проживание. Мы вот попали в неловкую ситуацию. Заехали ночью, нас встретили. разместили. все хорошо. Утром мы внесли аванс, более 20% оговоренной суммы и никак не могли понять, почему хозяйка расстроена и не уходит. Остаток мы планировали отдать в крайний день отдыха. НО, оказывается, что здесь так не принято. Оплата за проживание вносится полной суммой СРАЗУ. А мы чуть не довели хозяйку до инфаркта, когда стали грузить вещи в машину и она подумала, что мы решили сбежать без оплаты. Все наши извинения она не услышала и осталась обиженной. Мы никуда и бежать не собирались, просто в гостинице всегда оплачивали в момент выбытия, но здесь другие правила. Наличные и вперед.
Вот что мы в Феодосии не обнаружили — это платных, да и бесплатных стоянок для машин. Машины просто оставляют вдоль проезжей части. В центральной части города это становится проблемой. Чем ближе к окраинам, то места побольше, но стоянок все равно нет.
Феодосия не спит уже в пяти-шести часов утра. Местные жители бегут на работу. «Море» — судостроительный завод в Крыму на восточном побережье Феодосийского залива.
Еще есть в Феодосии оптический завод. Продукция его микроскопы и датчики ветра.
В политический аспект промышленности забираться не буду. Там все сложно и неоднозначно Хорошо, что промышленность ЕСТЬ. Но тревожные звоночки звонят. Но это другая тема. Если разберусь и найду достоверную информацию, то изложу в другой теме.
Немного истории о Феодосии промышленной.
Город во время Великой Отечественной Войны немцами был разрушен практически полностью. После освобождения города нужны были огромные усилия, чтобы восстановить разрушенное хозяйство. Здания морского порта и железнодорожной станции были превращены в руины. Порт восстановил работу одним из первых. Именно из порта в последний сентябрьский день 41-го года теплоходом "Калинин" была эвакуирована коллекция полотен Айвазовского.
В апреле 1944 года Феодосия была освобождена от немцев. Через двадцать дней заработали две электростанции, частично были восстановлены причалы, а еще через 20 дней порт заработал в прежнем режиме, довоенном. Рабочих рук не хватало, поэтому были открыты школы ФЗО, где мастера порта обучали молодых специалистов. Только к 1949 году все восстановительные работы в порту были завершены.
Санатории и дома отдыха, кинотеатры, школы все было разрушено. Добровольцы расчищали завалы на улицах, разбирали остатки зданий и стен. Тысячи феодосийцев — рабочие, служащие, пенсионеры, домохозяйки, подростки - все выходили на помощь родному городу. Государство оказало большую помощь освобожденному городу. Началось восстановление консервного завода, хлебопекарни и мясокомбината, гидроизвесткового завода, лечебных заведений, картинной галереи им. И. К. Айвазовского.
Во время оккупации немцы несколько раз пытались возобновить производство на табачной фабрике, но это им так и не удалось. В 1944 году фабрики фактически не было, оставалось полуразрушенные стены, потому, что уходя немцы фабрику взорвали. Все нужно было начинать сначала. Люди работали по 12 часов в сутки, помогая любимому городу. 20 июня 1944 года вступила в строй первая очередь фабрики. Первую продукцию рабочие послали в подарок воинам Красной Армии. В этом же году начали выпускать продукцию хлебозавод и рыбозавод. В 1945 году возобновили работу чулочная фабрика, ликеро-водочный завод. Трудились феодосийцы на восстановлении разбитого депо и подвижного состава. В этом же 45 году депо выпустило на линию 14 паровозов.
Детский санаторий Южной железной дороги до восстановления. фото 40-х годов.
Детский санаторий Южной железной дороги до восстановления (ныне санаторий «Волна»), Фото середины 1940-х гг.Источник: http://www.krimoved-library.ru/books/kostukevich-feodosiya7.html
В течение 1946—1950 гг. в Феодосии восстановлено и построено более 30 предприятий тяжелой, легкой и пищевой промышленности. Также восстанавливались школы, налаживали свою работу поликлиники и больницы.
В 1958—1965 гг. в городе введены в строй комбинат строительных материалов, соковый завод, мебельная фабрика, фабрика мягкой игрушки, мясокомбинат, электроподстанция, фабрика индивидуального пошива одежды и ряд других предприятий.
Возводятся новые жилые кварталы и целые микрорайоны. Город значительно расширяет свои границы. В 1971 году решается проблема водоснабжения города - сюда приходит Днепровская вода Северо-Крымского канала.
Значительный вес в экономике Феодосии имели предприятия военно-промышленного комплекса (судостроение, оптическое производство, аэрокосмический комплекс),Источник: http://www.krimoved-library.ru/books/kostukevich-feodosiya7.html
Возводятся новые жилые кварталы и целые микрорайоны, объекты соцкультбыта, учреждения культуры, образования, здравоохранения. Город значительно расширяет свои границы. В 1971 г. в целом решается проблема его водоснабжения — сюда приходит днепровская вода Северо-Крымского канала. Источник: http://www.krimoved-library.ru/books/kostukevich-feodosiya7.html
Возводятся новые жилые кварталы и целые микрорайоны, объекты соцкультбыта, учреждения культуры, образования, здравоохранения. Город значительно расширяет свои границы. В 1971 г. в целом решается проблема его водоснабжения — сюда приходит днепровская вода Северо-Крымского канала. Источник: http://www.krimoved-library.ru/books/kostukevich-feodosiya7.html
Большой вес в экономике Феодосии имели предприятия ВПК (судостроение, оптическое производство). Феодосия стала одним из центров космической промышленности страны. Здесь проходили предполетную подготовку все советские космонавты, начиная с Юрия Гагарина.
Нужно отметить, что военно-промышленный характер города в определнной степени сдерживал развитие курорта и сказывался на работе морского торгового порта. В течение многих лет Феодосия оставалась закрытой для иностранцев.
14 декабря 1967 года был утвержден Герб города Феодосии советского периода. Автор герба - С.И.Малышев.
Герб выполнен в виде щита, символизирующего границу нашего государства. Вверху название города. На фоне восходящего солнца – красного цвета небо – символ больших революционных традиций города, древняя башня, говорящая о большой истории города. На фоне башни гроздь винограда, символизирующая винодельческий район, в котором расположен город. Внизу на фоне моря якорь, говорящий о том, что город морской, портовый".
В 2005 году был утвержден другой герб.
Автор проекта герба: Малышев С.И., геральдическая доработка: Маскевич О.И. Общая идея герба 1967 года была сохранена, но фигуры в щите подверглись "перекрашиванию": якорь из чёрного стал золотым, башня "серебристо-серой", виноград - золотым.
Указом Президента РФ от 6 апреля 2015 года городу Феодосии присвоено почетное звание "Город воинской славы". В связи с этим был разработан проект нового герба Феодосии, основанного на историческом гербе 1844 года.
Не в обиду новому Гербу, а два предыдущих мне понравились больше. Они "человечнее" что ли. А здесь корабль похож на обломки. и солнца нет и винограда нет. Печаль. Но это мое субъективное мнение.
Пару слов про достопримечательности города, которые мы посмотрели и которые запомнились, т.к затронули какие-то струны в душЕ. Их немного.
Первое - это Фонтан Айвазовского.
14 декабря 1967 г. был утвержден герб г. Феодосии советского периода (автор — феодосийский художник С.И. Малышев): на лазурном и синем фоне геральдического щита изображены якорь, виноградная гроздь с листом и генуэзская башня на фоне встающего из-за моря солнца. Источник: http://www.krimoved-library.ru/books/kostukevich-feodosiya7.html
Фонтан это украшение любого города, а в засушливой местности так и особенно.
Айвазовский делает в городе фонтан, бесплатный фонтан, из которого любой житель Феодосии сможет выпить воды. Добром нужно делиться! Он проводит водопровод от источника до Феодосии (25 км чугунных труб), потратив при этом какую-то баснословную сумму. И вот в 1888 году фонтан открыт. Над изливом находилась серебряная кружка на цепочке с надписью: «Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи», которая исчезла уже во второй половине ХХ века.
Исторически для феодосийцев -фонтан - это будочка с краниками с трех сторон из которых течет вода. Вода течет за деньги. Фонтанер, получив деньги, нальет вам воды, хорошей, чистой воды в вашу тару.
Таких фонтанов (водоразборных будок) в феодосии было пять штук. Но краники уже сломаны и воды там нет. В этом домике устроен склад магазина.
По тому же принципу устроен и фонтан Айвазовского в центре города. Выглядит он похоже, но значительно монументальнее. Роднит их два обстоятельства: раньше тут текла вода из трех кранов, а теперь воды нет, все заброшено. Очень печально.
Второе - Если сделать десять шагов в сторону от фонтана (парк Юбилейный), то мы видим памятник-фонтан «Добрый гений». Он посвящен жене Айвазовского - Анне, его музе.
Она выглядит прелестно.
Памятник прежде был установлен на платановой аллее, он был разрушен во время войны. Это – новодел, но он точно воспроизводит тот первый памятник, где из руки Анны также через ракушку текла вода. Что отрадно, хоть этот фонтан работает. Новый фонтан Доброму гению открыли 28 июля 2004 года. На аркаде надпись: «Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия». А по сторонам на аркаде фамилии: Фесслер, Латри, Ганзен, Лагорио. Это ученики и внуки великого Айвазовского.
Мы не все успели осмотреть в Феодосии, но эти два, связанные между собой памятника, связанные одной общей фамилией - Айвазовские - оставили след в душЕ.
Я считаю, что этот город недооценивают отдыхающие и едут на ЮБК. А нам очень он понравился именно своей патриархальностью и уже позже мы узнали и про порт и про промышленость. Славный город Феодосия, самодостаточный. Живет не только летним отдыхом, что приятно.
В сухом остатке: город Феодосия заслуживает уважения и внимания. Обязательно вернемся, чтобы исходить и изъездить его еще не раз и не два. Спасибо тебе Феодосия за мягкий климат и приветливых людей.
Теги:
Автопутешествия